В третий день нашего путешествия по Израилю мы запланировали посетить столицу государства — Иерусалим. Знаю нескольких человек, которые из всего Израиля были только в этом городе, вырвавшись из жарких объятий турецких пляжей. Вырвемся и мы.

Собираем вещи, идём на парковку.

Давай, догоняй!

Приходим мы на парковку, вставляем ключ, набираем код сигнализации, поворачиваем ключ. И… ничего. Машина не заводится, сел аккумулятор. Нам бы ехать сейчас — вот машина, вот навигатор, вот мы. Но ехать не выходит.

Стоит отметить, что в чужой стране на чужой машине я ещё вчера приметил пункт проката AVIS, который, к счастью, был недалеко. Иду туда, my car doesn't start…

После минут 10 ожидания дают в помощь одного из сотрудников с каким-то высокотехнологичным, как мне показалось, оборудованием.

Идём на парковку. По пути сотрудник спрашивает у меня, умею ли я пользоваться тем, что он несёт. Я вижу торчащие провода, мне кажется, что это мобильный аккумулятор, я говорю «yes» :)

…И желтый чемоданчик свой желтый чемоданчик я возьму с собой…

Чуть позже выясниться, что это всего лишь мобильный компрессор, который может питаться от аккумулятора, но не питать его.

Следовательно у сотрудника ничего не выходит, он возвращается в офис, чтобы приехать на другой машине и «прикурить» одну от другой.

У нас получилось

Сотрудник поинтересовался, куда мы едем. Я сказал, что в Иерусалим. Сотрудник не рекомендовал глушить машину до Иерусалима.

Забиваем Иерусалим в навигатор и выезжаем из города.

Впереди Центр Азриэли. Там мы ещё побываем.

Навигатор, к слову, выбрал оптимальный по времени маршрут. Конечно же, он захватывал кусок платного шоссе 6. Правда мы об этом подумали только на пути обратно.

Перед Иерусалимом начинает подходить к концу бензин, который был в машине ещё при получении в аэропорту.

Первая заправка в Израиле

Процесс заправки на АЗС в Израиле я, к слову, так и не освоил. Топливораздаточные колонки самодостаточны и для заправки нужна только банковская карта и машина. И то и другое у меня было, а вот понимания, что скрывается за марсианскими буквами иврита не было. Так что каждая заправка начиналась со слов could you help me?. Евреи брали мою карту, что-то там нажимали, вводили потом номер карты куда-то, а иногда даже номер машины. Потом тёк бензин. Почему-то всегда на 200 шекелей.

Подъезжаем к Иерусалиму

Иерусалим встретил нас снегом на склонах холмов.

Снег в Иерусалиме

За пару недель до нашего приезда в Иерусалиме была настоящая снежная буря со сломанными от снега пальмами, пунктами сбора пострадавших и прочими эмчээсами.

Едем в центр

В израильских городах есть клёвый, интуитивно понятный знак «Центр», ориентируемся на него.

Ещё у израильских светофоров практически не бывает дополнительных секций. Вместо секции устанавливают целый светофор, а направление движения, на которое он распространяет своё действие обозначают соответствующим знаком сверху. Светофоры ставят как перед перекрёстком, так и за ним, причём не вместе, а в той стороне, на которую они распространяют своё действие. Удобно.

Израильские светофоры

Мы, как обычно, немного поплутали, заехали в какие-то трущобы, но потом встретили машину ООН и всё было хорошо.

200 метров от центральной улицы и уже менее уютно
У ООН свои автомобильные номера

Мужик едет на встречу, опаздывает, нервничает, не может найти место припарковаться. Поднимает лицо к небу и говорит: — Господи, помоги мне найти место для парковки. Я тогда брошу пить и буду каждое воскресенье ходить в церковь! Вдруг чудесным образом появляется свободное местечко. Мужик снова обращается к небу: — А, всё, не надо. Нашёл.

Едем, конечно же, в Старый Город. В Израиле похоже вообще в каждом городе есть Старый Город. Но в Иерусалиме он не просто старый. Это настоящая колыбель религий, святое для многих место, ставшее причиной монгих религиозных конфликтов. С парковками у Старого Города ситуация не очень хорошая. Больше всего их у самого большого, мусульманского квартала, но и здесь, максимум, на что мы могли рассчитывать, это платная парковка и «оставьте ключи, чтобы отогнать, если что». Оставлять ключи не очень-то хотелось и после минут 20 поисков мы вырвали место. Хоть и под знаком «Остановка запрещена», хоть и на выделенной для автобусов полосе.

Запарковали нашу Мазду-шалош

Святое для многих место и колыбель религий мы представляли, мягко говоря, чуть иначе. Эта колыбель, мягко говоря, базар. Причём не такой, чтобы прямо восточный аутентичный, а натуральный базар. Как рынок «Колос», только понимаешь ещё меньше, а народу ещё больше.

Мы купили каких-то булок и пошли внутрь Старого города
В начале базара проводили какой-то аукцион
И продавали викторию
Мы набрали воздуха и пошли внутрь, против толпы
Впереди шёл мужик с тяпкой
Наверняка он кого-то убил ей потом ненароком
Мы удивлены тем, как нас встречают святые места
Но с нами человек в тёмных очках

Наконец находим улицу Виа Долороза. Улицу, по которой Иисус нёс свой крест.

Виа Долороза

На этой улице находятся 9 из 14 остановок Крёстного Пути Иисуса.

5-я остановка. Здесь Иисус встретил  Симона Киринеянина, которому дали нести крест до Лобного Места

Но наши с Иисусом пути пока расходятся и мы идём к Стене плача.

Стена плача — это часть древней стены вокруг западного склона Храмовой Горы. В иудаизме это место почитается как единственное, что осталось от Святого храма. Ещё в середине прошлого века, в процессе отстаивания права на эту стену, произошли события закончившиеся Хевронской резнёй. А израильские окологосударственные традиции вокруг стены (принесение присяги военнослужащими, торжественные церемонии в День независимости) сложились только в 1967 г., после Шестидневной войны.

Есть ещё всякие штуки вроде запрета на выламывание из стены камешков и даже собирание пыли от стены в качестве амулета. Хотя такая традиция существовала долгое время ещё до появления туристов, ей, ещё в конце 19 века, был положен конец, как оскверняющей святыню. Верующие люди должны быть при приближении к Стене соответствующим образом одеты (покрытая у женщин голова) и не должны отходить от Стены развернувшись спиной. Также верующим нельзя пользоваться фотоаппаратами у Стены во время Шаббата. Ну и, конечно, всем известная традиция с записками в Стене.

Стена плача

Стена разделена на мужскую и женскую половины. Женская (справа) — меньше, хотя желаний у них, конечно, больше.

Перед стеной большая площадь для собраний.

Площадь перед Стеной плача

Мы покидаем это место и идём искать Храм гроба Господня.

Возвращаемся на Виа Долороза
Здесь к стене прикоснулся Иисус. А потом ещё несколько миллионов человек.
Креста нет, несём коляску

Храм гроба Господня никак не находится. Он рядом, мы чувствуем. Но видим только базар.

Это в 30 метрах от Храма, но мы не знали

Наконец находим узкую улочку, которая ведёт нас к цели.

Дорога к храму

Честно говоря, я всю жизнь думал, что есть Голгофа, Голгофа это гора, там есть место где был крест и пещера неподалёку, куда его положили. Всё так, да не так. Как таковую Голгофу теперь и не узнать, всю Голгофу поглотил Храм и уже внутри Храма разместились все священные для христиан локации.

Где Храм, а где Голгофа
Двор Храма гроба Господня

Двор Храма интересен тем, что с него (у правого окна наверху) видна так называемая недвижимая лестница. На неё можно и не обратить внимание, мало ли лестниц у нас стоят годами, но у лестницы есть скрытый, очень важный смысл. Нахождение лестницы на этом месте означает соблюдение соглашения между шестью христианскими конфессиями, владеющими храмом, — не двигать, не ремонтировать и не изменять ничего в храме без согласия всех шести конфессий.

Мы же, войдём внутрь.

Массивные двери в Храм
Камень миропомазания. Здесь Иосиф и Никодим помазали смирной и алоэ тело Иисуса

К месту, куда положили Иисуса после распятия (та самая пещера) очередь человек в 20. В самой пещере (Гробе Господнем) помещается человек 5. Потоком руководит священник, задерживаться в пещере не велит на нескольких языках.

Гроб Господень
Внутри вот так

Алтарь с изображением распятого Христа. Находится между алтарем Скорбящей Богоматери (принадлежит католикам) и Часовней Осмеяния. На этом месте находилась Голгофа, здесь был водружен крест с распятым Христом. Алтарь принадлежит православным, все надписи сделаны по-гречески. Алтарь с изображением распятого Христа. Находится между алтарем Скорбящей Богоматери (принадлежит католикам)

Трещина в голгофской скале, которая образовалась, когда Иисус испустил дух

Мы выходим на свет и в свет.

Говорим по-русски
Вот и выход

Как обычно, едем кататься по городу.

Иерусалим
Написано, что детский сад. Ну не знаю
Двуликий знак
Головные уборы евреев

Обычные евреи носят кипы и шляпы. Те, кто покруче, носят штраймл. Это головной убор из меха. По одной из версий, мех лисы (нечистого животного) евреев, как знак отличия, заставляли носить во время изгнания из Испании. Но евреи, в свойственной себе манере превратили знак позора в знак отличия.

Лобовое стекло застраховано

На выезде останавливаемся ещё у Масличной горы. На этой горе расположено самое знаменитое еврейское кладбище. В конце дней Мессия взойдет на Масличную гору и именно отсюда начнётся воскресение из мертвых.

Поговаривают, что стоимость места на этом кладбище примерно равна стоимости квартиры в центре Москвы, Ну да это сплетни, конечно.

Но, нам пора в Тель-Авив. Садится солнце, а это значит, наступил Шаббат. Что значит шаббат и закрытые АЗС, даже АЗС, мы узнали как раз по дороге в Тель-Авив. К счастью, бензин у нас был, да и арабские заправки попадались по пути, но пустеющие улицы удивительны.

Нас встречает Тель-Авив

Вечером пошли поужинать в кафе недалеко от гостиницы, покушали средне, а когда пришла пора рассчитываться кассир долго строила какие-то гримасы. Хорошо, что в её плохом английском я, со своим плохим английским, выловил слово tips. Кассир очень хотела от нас чаевых. About ten percent. Расстроила. Пошли перед сном заедать расстройство йогуртным мороженым.

Кафе «Качать». На самом деле нет.