Общение с людьми — один из из самых интересных и действенных способов узнать поближе место, куда ты приехал ненадолго. Люди расскажут то, что не прочитаешь в путеводителях и не увидишь по телевизору. Всегда проще раскрыться человеку, которого не увидишь больше никогда в жизни.

Стас (Телави)

Стасика, как его потом называли официанты в кафе, мы встретили на входе в другое кафе. Он был выпивши и задал нам странный вопрос на чистом русском — «А на каком языке вы разговариваете». Все места в «другом» кафе были заняты и Стас вызвался подыскать нам очень хорошее место. Проводил нас до следующего заведения, а там повёл себя странно. То говорил, что хочет оплатить за нас всё, то просто выпить, то выбивал с официантов скидку «для местных». Говорил, что сам из России, но с 6 лет живёт здесь. Работает сисдамином. Его здесь все знают, и он может позвонить в полицию, наши машины заберут и нам придётся с ним выпивать. В общем вёл себя как обычный выпивший русский. Какой-то агрессии не было, только назойливость. После короткого разговора Стасик отошёл в сторону и ещё долго сидел в углу кафе и думал о чём-то своём.

Дима (Боржоми)

В Боржоми мы приехали уже ночью и никак не могли найти гостиницу. Цены начинались от $100 долларов, а сервис — нет. Пришлось обратить внимание на частный сектор, где мы и наткнулись на дом, второй этаж которого можно было снять на ночь. Дмитрий-Дима, хозяин дома, сразу произвёл хорошее впечатление, обозначив для 6 человек сумму в 80 лари (около 2400 рублей) и положив в холодильник бутылку вину (сейчас пить будем). Дом, хоть и выглядел небогато, но был вполне аутентичен, и мы решили остаться.

Правда, пока ездили в город ужинать, Дима как-то забыл про вино в холодильнике и, увидев, что нас не совсем 6, а 8 (с младшими детьми) посетовал, что придётся нам выделить ещё одну комнату, а сам он ляжет на веранде, но это будет стоить 100 лари. Комнатой мы в итоге не воспользовались, но возвращать деньги Дима то ли забыл, то ли постеснялся.

«Запиши телефон, скажи там в России, что можно здесь останавливаться»

К тому же, Дима оказался сильно верующим человеком, и был очень расстроен, увидев меня без крестика (и 20 лари) — «ты же из России, почему без крестика. Нельзя так, у тебя семья, дети, нельзя так». Рассказал, что дому уже 81 год, и строил его ещё его прадед «со Сталиным сидел». Потом просил, чтобы мы его всем рекомендовали, а то «с букинга вообще нет клиентов».

Гагита (Телави)

Молодой парень на ресепшн гостиницы Кахетия, которую нам удалось найти в Телави после долгих поисков. Говорил на хорошем русском, сказал, что учится у русскоязычной школе и специально разговаривает на нём и смотрит русские телепередачи. Компенсировал в полной мере историю со Стасиком, всячески проявляя готовность помочь.

Шамиль (дорога из Азербайджана в Грузию)

По пути из Азербайждана в Грузию мы решили остановиться попить чаю в одном из придорожных азербайжданских кафе. Эти кафе — вроде наших «шашлычек», но люди там заняты только тем, что пьют чай. Азербайжданцы вообще оказались довольно радушными людьми, и наш официант Шамиль не стал исключением. Оказалось, рядом с кафе есть ореховые сады и мы вместе с Шамилем пошли пробовать «фундук с ветки» и там же его фотографировать. Шамиль проводил нас и до небольшого пруда с форелью «и фотозоной».

Шамиль наливает нам чаю

Мухтар (Баку)

С Мухтаром (знаете фильм «Мухтар, ко мне»? Вот и меня так зовут) я познакомился в Баку. Он сидел на ресепшн недорогой гостиницы в центре города. Молодой, немногим больше 20, парень рассказал о себе и о городе. Сейчас работает на 3 работах: кроме ресепшн ещё фотографирует и работает гидом, проводит экскурсии для иностранцев. Хорошо знает 4 языка: русский, фарси и какой-то пакистанский.

Сейчас Мухтар учится в институте, но уже успел поучиться в кадетском училище, откуда его выгнали за драку с офицером («он попросил меня принести чая, а я подумал, что я матери своей никогда чая не приносил»). Родился и немного пожил в Нефтеюганске, а из Баку хочет уехать — слишком все консервативные. За мини-юбку девушку называют шлюхой, а, когда он пришёл в институт в шортах все смеялись и показывали пальцем. Азербайждан считает монархией, а Путина сильным политиком.

Мураt (Батуми)

В Батуми мы ездили вечером перед отъездом, долго искали, где попить кофе, в итоге остановились в каком-то небольшом кафе в удалении от центральной улицы. Примерно через минуту, пока готовили кофе, меня окликнул загорелый мужчина в белой рубашке, сидевший за соседним столиком. Вы из Сибири? Я бывал в Сибири. У вашего ребёнка сухой кашель, — продолжил мужчина, — я военный врач, и просто сразу услышал.

Мурат, так представился мужчина, рассказал, что он учился в России, а теперь работает в горячих точках. Бывал в Чечне, Карабахе, Ираке. Знает 12 языков («человек может за год два языка выучить»). Я пожелал ему, чтобы у него было поменьше работы, а Мурат написал название хорошего сиропа («недорогой, российский») и дал свой телефон «на всякий случай».

secrazol

Ильга (Баку)

Из гостиницы в Баку, в один из двух вечеров, мы, оставив детей в гостинице, поехали кататься по городу на такси. Таксист попался понимающий, включил в салоне подсветку, азербайджанскую музыку и повёл себя примерно так как в кино «Такси». С обгонами, открытыми окнами, бибиканьем и превышением скоростного режима. Было весело. Таксист клёвый, мы клёвые, ставь, как говорится, палец вверх.

Когда доехали до магазина я, пока друзья покупали чай, разговорился с Ильгой, так звали таксиста. Выяснилось, что он работал до 31 года на Белорусском вокзале в Москве. «С цветов зарабатывал по 300%. Деньги отправлял домой с лётчиками, отдавая им с $10000 тысячу. Было всё».

Потом его «поженили». Через несколько лет выяснилось, что у жены эпилепсия. Теперь эта болезнь «сосёт все деньги как вампир». А работа такси — «разве это работа, лотерея». Единственный вариант, если кто-то оставит $1000000 на заднем сиденье. Тогда «половину отдашь сиротам, если нормальный человек», а остальное себе. Ильга похвалился стробоскопами в задних фонарях своего кэба, взял с нас два счётчика и поехал домой. На переднем сиденье его автомобиля стоял самокат 4-летнего сына.